Грядет рецессия. Как компаниям поддержать моральный дух сотрудников
Велика вероятность, что в 2023 году многие российские компании столкнутся с рецессией. Bloomberg Economics прогнозирует, что по итогам 2023 года экономика России сократится на 2%. Справедливым будет признать, что не все эксперты строят такие пессимистичные прогнозы. Однако вне зависимости от того, случится ли спад в глобальной и российской экономике, очевидно, что на рынке труда происходят фундаментальные изменения.
На смену так называемому великому увольнению, когда люди переосмысливали жизнь и приоритеты, а затем увольнялись по собственному желанию, чтобы найти призвание или работу с удобным графиком, приходит период «великой тревожности», когда опасения потерять работу в неподходящий момент вынуждают сотрудников не высовываться (что вряд ли можно рассматривать как благоприятный для бизнес-показателей симптом).
Классические рекомендации — оптимизируйте денежные потоки, активнее пополняйте резервный фонд, тщательно контролируйте расходы, взвешивайте целесообразность новых кредитов и в приоритетном порядке сокращайте объем уже взятых обязательств, принимайте решения с опорой на данные — остаются в силе. Но за их выполнением в любом случае стоят сотрудники.
Если рецессия действительно наступит, то бизнес-результаты вашей компании будут зависеть помимо прочего от того, хватит ли у сотрудников мотивации, чтобы добиваться поставленных целей, работать слаженно и выполнять больший объем задач, чем требовалось прежде. Невовлеченные будут просиживать штаны, с нетерпением дожидаясь, когда уже закончится очередной рабочий день, неделя или квартал.
Поэтому наилучшее решение сейчас — укрепление корпоративной культуры и поддержание высокой вовлеченности людей. Добиваться этих положительных эффектов разным типам компаний стоит разными путями.
Сжимающиеся компании — минимальный наем, высокая текучесть
С какими проблемами сталкиваются
На фоне сокращений и добровольного ухода ключевых сотрудников моральный дух в компании падает. Люди не уверены в завтрашнем дне, поэтому теряют мотивацию и продуктивность. Новости об очередных увольнениях вызывают тревогу за будущее и «чувство вины выжившего». Ситуацию ухудшают вынужденные переработки (порой неоплачиваемые), урезание компанией затрат, громкие обещания и завышенные ожидания руководства.
Сотрудникам важно ощущать, что, оставаясь в компании, сохраняя ей преданность даже в трудные времена, они играют значимую роль в ее выживании и последующем «выздоровлении». Кроме того, они хотят видеть, что руководство принимает разумные решения (в том числе о сокращениях), основанные на цифрах, фактах и экономическом контексте, после чего направляет высвободившиеся ресурсы на восстановление утраченных рыночных позиций, перспективные проекты и полезные бизнес-инструменты.