Материал раздела Основной
Артем Довгопол
Онлайн-курсы, предлагающие освоить ИТ-профессию с нуля, обычно преподносятся как способ в короткий срок получить актуальные знания от экспертов рынка, собрать портфолио и устроиться на работу с высоким окладом. Однако далеко не все выпускники онлайн-курсов действительно меняют профессию. Это нельзя объяснить только избытком некачественных программ на рынке — есть и другие факторы.
Обучающие курсы приобрели особую популярность во время пандемии, когда люди стали массово интересоваться профессиями, дающими возможность работать дистанционно. По подсчетам «Тинькофф кассы», в 2020 году затраты взрослого населения на дополнительное онлайн-образование выросли до 117 млрд руб, а в 2021 году достигли 226 млрд руб., впервые превысив расходы на офлайн-образование.
По сути, именно тогда образование превратилось в доступный массовый продукт с очень привлекательным уникальным торговым предложением (УТП). Как результат — многие теперь покупают онлайн-курсы, даже если не до конца понимают, зачем им это нужно. Рынок дополнительного онлайн-образования растет даже в кризисные периоды: по данным Smart RankIng, во втором квартале 2022 года его объем увеличился на 23,47%.
Однако главным стимулом получать дополнительное образование служит образ успешного человека, который повсеместно транслируется в соцсетях и рекламе. Онлайн-школы часто привлекают клиентов, приводя средние зарплаты специалистов с опытом работы один-три года. Так, одна из крупных школ со ссылкой на hh.ru пишет, что программист на Android после года работы получает от 140 тыс. руб. При этом умалчивается, что речь идет именно о специалисте, который в ИТ давно, а один-три года — лишь требования к опыту в Android-разработке.