Материал раздела Основной

Каким российским брендам будет легче других заменить иностранные

Сегодня у отечественных производителей есть уникальная возможность занять освободившиеся ниши. Для этого нужно разработать грамотный брендинг и выстроить эффективную коммуникацию с потребителем. Владимир Петюшин («Пластика Окон») дал несколько советов
Фото: Александр Щербак / ТАСС
Фото: Александр Щербак / ТАСС

Февральские события привели к массовому исходу иностранных брендов из России. По данным Центра стратегических разработок, к сентябрю 2022 года 7% зарубежных компаний полностью ушли с российского рынка, 15% покинули его через передачу российского отделения новому собственнику, а еще 34% ограничили свою деятельность.

Глобальные бренды покидают наш рынок, во-первых, из-за политики и этики — политическое давление на компании сейчас можно назвать беспрецедентным. Большинство из них не хотят столкнуться с негативным восприятием бренда клиентами в странах Евросоюза и США, вызванным сотрудничеством с российскими партнерами. А управление восприятием — очень сложный и дорогостоящий процесс, и даже небольшие изменения в атрибутах бренда могут привести к потере лояльности со стороны потребителей.

Во-вторых, западные компании стремятся избежать операционных проблем. В условиях санкций иностранным компаниям сложно поставлять свою продукцию в Россию — нарушена логистика, практически полностью запрещены денежные переводы.

Уход западных брендов — это уход целой экосистемы, большого спектра продуктовых линеек, ценностей, философии и эмоций, которые этот бренд вызывал.

Отечественный брендинг чаще всего строится вокруг продукта — товар сначала брендируется, а уже потом продвигается. Соответственно, при импортозамещении все происходит аналогичным образом: в первую очередь появляется продукт, который пытается занять нишу, а не новый бренд с соответствующей философией.

К сожалению, подобный подход может дать только относительно быструю прибыль, но не гарантирует долгосрочного успеха.

Стратегии импортозамещения

Необходимость быстро реагировать на уход зарубежных компаний привела к проблемам в построении долгосрочных бренд-стратегий. Из-за нестабильности рынка и не до конца ясных перспектив возвращения импортных брендов большинство отечественных игроков предпочитают быстрые стратегии.