Материал раздела Основной

Из-за чего бизнесмены судились с маркетплейсами в 2022 году: пять кейсов

Основная категория дел, которые рассматривались в судах в 2022 году против маркетплейсов, касается нарушения интеллектуальных прав владельцев товарных знаков. Какую позицию в таких спорах занимают суды — РБК Pro выяснил, изучив пять показательных дел
Фото: SHUTTERSTOCK
Фото: SHUTTERSTOCK

Кейс 1. Мы маркетплейс, а не перевозчик

В декабре 2021 года Минтранс Краснодарского края обратился в Арбитражный суд Москвы с иском к компании «Сити Мобил» о запрете «деятельности по предоставлению услуг службы заказа такси». Ведомство обосновало свое требование тем, что ответчик «систематически допускает передачу поступивших заявок перевозчикам, не имеющим специального разрешения на перевозку легковым такси», что подвергает риску жизнь и здоровье потребителей — пассажиров такси. В подтверждение позиции чиновники принесли в суд материалы административных проверок, согласно которым вызванные некоторыми гражданами посредством приложения «Сити мобил» автомашины такси не имели соответствующих разрешений на оказание этих услуг.

Суд в иске отказал, согласившись с позицией «Сити мобил», что она «не является таксомоторной компанией или фрахтовщиком, не оказывает услуги по перевозке пассажиров и багажа легковым такси и не получает доход от реализации таких услуг»: ее деятельность сводится к оперированию информационной площадкой — маркетплейсом, на котором таксисты и их пассажиры находят друг друга.

Рекомендуем
Нетворкинг: как заводить полезные знакомства
Научитесь вести small talk и ненавязчиво укреплять социальные связи с нужными людьми — на интенсиве РБК Pro
Пройти интенсив

Кейс 2. Одним ударом не получится

Подмосковное ООО «Прогресс», дистрибьютор корейской косметики, подало к ООО «Вайлдберриз» иск. Общество требовало прекратить «нарушение исключительных прав владельца товарного знака», запретив размещать на маркетплейсе брендированные товары без письменного на то разрешения истца.