Материал раздела Инвестиции
Опубликовано 10.01.2023, 10:53

Уход западных брендов запустил необратимые процессы: как меняются моллы

Крупные торговые центры вышли из поля интереса девелоперов: будущее за малоформатными моллами в современной концепции. Как торговая недвижимость России пережила 2022 год и что поможет ей выстоять в 2023-м — рассказывает Евгения Хакбердиева (NF Group)
Фото: Вячеслав Прокофьев / ТАСС
Фото: Вячеслав Прокофьев / ТАСС

В 2022 году сегмент торговой недвижимости России столкнулся с беспрецедентными трудностями. Вместе с тем события в экономической и геополитической сфере не привели к необратимым последствиям на рынке. Разберем сценарии, которые могут ждать сегмент в 2023 году.

Рынок сегодня

Пострадали крупнейшие

Большую часть 2022 года сегмент находился в состоянии шока. Первые структурные перемены в нем произошли только к концу лета, когда арендодатели и арендаторы стали переходить от стратегии выжидания к действиям. К концу года уровень вакантности в крупных моллах страны вырос в среднем на 3% по сравнению с первым кварталом 2022 года.

Объем пустующих площадей значительно увеличился в тех объектах, где были широко представлены ушедшие из России бренды, например H&M Group, Inditex, Marks & Spencer, Victoria’s Secret и другие. Однако в торговых центрах в регионах, где представленность таких брендов была намного меньше, вакантность почти не выросла. Динамика показателя в небольших районных и окружных ТЦ зависела от формата и позиционирования объектов — но они оказались в зоне наименьшего риска в текущих условиях.

Параллельно происходило частичное замещение международных арендаторов там, где это возможно.