«Мы с приятелями в курилке обсуждали прошедший год, и я зачем-то пожаловался на то, что мой бизнес почти на дне, а я набрал новых кредитов», — с досадой говорит Виктор, 31 год (здесь и далее имена героев изменены). Так часто происходит в период новогодних каникул и корпоративов, которые нагружают не только пищеварительную систему, но и психику.
Количество контактов с разными людьми в это время значительно увеличивается, так как хочется не забыть поздравить с праздниками никого из знакомых. Избыток коммуникаций нередко вызывает так называемое «коммуникативное похмелье». Это стыд, тревога и раздражение, которые возникают после общения, если человек «наговорил лишнего».
В этой статье мы говорим не о традиционном «эффекте корпоратива», когда доступ к оплаченному руководством спиртному часто вызывает стыд наутро и обеспечивает поток задорных фотографий в рабочих чатах. Он обычно проходит так же быстро, как и похмелье физиологическое. Для многих это становится своеобразным ежегодным ритуалом, символом безудержного веселья перед новой жизнью, которая начинается, как известно, c 1 января.