Материал раздела Основной
Гайк Мартиросян

Уйти, замереть или расти: самая успешная бизнес-стратегия в России 2022

Для российских предпринимателей 2022-й стал годом судьбоносных решений. Одни максимально сократили персонал и расходы, другие — релоцировали компании, а третьи — воспользовались освободившимися нишами и вложились в рост. Чье решение оказалось выигрышным
Фото: Донат Сорокин / ТАСС
Фото: Донат Сорокин / ТАСС

Реакция на кризис

В основном представители российского бизнеса отреагировали на весенние события сокращением персонала и урезанием маркетинговых бюджетов. По данным исследования сервиса для бизнеса Platforma и финансового маркетплейса «Сравни», около 24% представителей малого и среднего бизнеса сократили персонал, а еще 13% планируют это сделать до конца года. При этом 19% решили передать часть работы на аутсорс, а 14% — отправить работников в оплачиваемые или неоплачиваемые отпуска. Только 17% компаний решили ничего не менять в своей работе.

Примерно такие же результаты показало исследование HeadHunter. Компания опросила 420 работодателей — представителей малого, среднего и крупного бизнеса. В результате 23% заявили о сокращении штата. Причем сохранили всех сотрудников в основном компании с численностью персонала более 3 тыс. человек.

Среди основных решений — отказ от офисов, оптимизация бизнес-процессов, снижение оборотов производства и сокращение расходов на рекламу, как в любом другом кризисе. Сильнее всего пострадали иностранные компании, а также игроки, которые тесно связаны с контрагентами из-за рубежа. Например, компания TikTok уволила большую часть сотрудников в России, а остальных решила перевезти в Дубай. При этом московское подразделение занималось развитием соцсети в Восточной Европе. Примечательно, что перед сокращением компания все так же продолжала платить своим сотрудникам зарплату, надеясь на изменение ситуации в России, однако в итоге эти убытки пришлось списать. В свою очередь IKEA сократила примерно 10 тыс. из 12 тыс. работников магазинов в России, остальные продолжили получать зарплату.

Если посмотреть на некоторые конкретные секторы экономики, то статистика будет более удручающей. Так, согласно исследованию АКАР, около 57% рекламных агентств в течение первого полугодия были вынуждены сократить своих сотрудников, а 46% из них оставили только половину штата. Еще половина компаний урезала зарплату персонала, а треть перевела их на удаленную работу.

Кто выбрал верную тактику