Материал раздела Основной

Знать прошлое — предвидеть будущее: чему научили кризисы в логистике

В 2022 году сотни цепей поставок были разорваны, расходы на обслуживание и запчасти выросли, объемы перевозок упали из-за ухода более 400 иностранных брендов. Вадим Филатов, замдиректора ПЭК, рассказал, как выводы прошлых кризисов помогут выжить в этом
Фото: David McNew / Getty Images
Фото: David McNew / Getty Images

Рынок логистики в 2022 году не выходил из зоны турбулентности. Транспортно-логистический бизнес оказался на грани рентабельности. Себестоимость перевозки увеличилась на 16%, расходы на закупку техники выросли на 20–40%, цены на запчасти — на 20–50% год к году, разорвались сотни цепей поставок.

В новом 2023 году логистический бизнес окажется перед выбором: сохранить действующие услуги и сервисы или масштабироваться на новых маршрутах и направлениях.

Чтобы понять, оптимизировать или вкладывать, давайте вспомним предыдущие кризисные периоды в логистике. Они помогут сделать выводы, как компании оставаться прибыльной и почему урезать расходы без развития бизнеса — не выход.

Мировой экономический кризис 2008 года: проверка на гибкость

В тот кризис произошло падение импортного грузопотока вслед за увеличением курса доллара с 24,57 до 35,37 год к году. Также снизились тарифы на международные автоперевозки почти в два раза. Мощности простаивали, и транспортники были готовы доставлять грузы даже по минимальным тарифам. На рынке развивался демпинг, конкуренция нарастала, а объем перевозок сокращался.