Опубликовано 29.12.2022, 08:56
Перед тем как принять нового клиента банки обычно проводят комплаенс-процедуры — KYC (Know your customer — знай своего клиента) и AML (Anti-Money Laundering — противодействие отмыванию денег). Они проверяют базовую информацию — запрашивают у будущего клиента паспорт, уставные документы компании, сертификаты о регистрации юрлиц, информацию, где он родился и учился, а также дополнительную.
При этом комплаенс-процедуры могут касаться не только будущих операций, но и прошлых. К примеру, банк может решить обновить документацию в отношении прошлых операций. Глубина такой проверки не ограничена: она может составлять несколько лет, а может и 50 (есть реальный пример, когда банк запросил по клиенту документы 50-летней давности).
Если у клиента большой портфель активов (недвижимость, акции компании, нематериальные активы, предметы искусства и т.д.), особенно в разных странах, то ему стоит заранее подготовить комплаенс-файл. Как правило, в него входит перечень активов и подтверждения того, что налоговые обязательства по ним выполнены. Такие файлы, заверенные аудиторами или адвокатами, к примеру, часто требуют банки Израиля.
Однако банки не ограничены каким-то формализованным списком требований — они имеют право проверять «чистоту» происхождения капитала, пока клиент не станет «открытой книгой». С февраля требования банков к россиянам ужесточились, и «проверочных» мероприятий стало больше.
Большинство россиян предпочитают открывать счета в дружественных юрисдикциях. Однако то, что юрисдикция дружественная, совсем не означает, что местные банки предъявят к вам минимальные требования. На практике они, так же как и банки недружественных стран, будут проводить глубокую проверку, по итогам которой вполне могут отказать в открытии счета. Это связано с тем, что россияне сейчас находятся в группе клиентов с повышенным риском.