Материал раздела Основной

Вы украшаете тонущее судно. Пять признаков приближающегося краха бизнеса

Собственники компаний часто замечают, что дела плохи, слишком поздно. Каковы признаки того, что пора рассмотреть реальное положение дел под финансовой лупой и принять срочные меры, рассказывает Павел Вешаев, генеральный директор FinHelp
Фото: Андрей Любимов / РБК
Фото: Андрей Любимов / РБК

Сигнал № 1. Выручка зависла на одном уровне

Тревожный знак — стабильная выручка, которая не меняется на протяжении длительного периода времени, от двух до трех лет. Зачастую даже сами собственники воспринимают этот признак положительно. Мол, нам не нужна агрессивная экспансия, мы вполне удовлетворены масштабом бизнеса. Однако со временем неизбежно случается коррозия прибыли новыми расходами.

Случай из практики: компания-перевозчик, специализирующаяся на сложных крупногабаритных грузах, с 2017 по 2021 год получала 1 млрд руб. годовой выручки. Однако за это время руководство провело «обеление» бизнеса, что снизило прибыль примерно на 30%. Внедрение общероссийской навигационной системы «Платон» «съело» еще 15% прибыли. Число мелких конкурентов, которые позволяли себе работать в черную и демпинговать, выросло, и компания лишилась 20% заказов. Разгон инфляции привел к необходимости увеличивать фонд оплаты труда: не поднимать зарплаты опытным водителям было нельзя. Когда владельцы спохватились, им пришлось применять очень жесткие меры по сокращению бизнес-операций, чтобы хоть как-то удержать компанию от краха.

Ошибка в данном случае заключается в том, что владельцы считали стагнацию выручки признаком стабильности бизнеса. Чтобы держаться на одном и том же уровне, предприятие должно увеличивать выручку ориентировочно на 10—15% в год.