Материал раздела Основной
В кризис руководителям становится еще сложнее налаживать эффективную коммуникацию с подчиненными и партнерами, чем обычно. Высокий уровень стресса и тревожности нередко провоцирует конфликты на рабочем месте. Причем лидеры в таких ситуациях часто следуют моделям поведения, эмоционально истощающим их.
Ситуации, в которых возникает противостояние на основе ценностей и разных взглядов на происходящее, бросают вызов лидеру и его жизненной позиции. Часто в подобных обстоятельствах люди склонны скрывать свое мнение, в некотором смысле даже отказываться от идеалов, чтобы избежать усиления конфронтации. Иногда это действительно полезно, так как позволяет не допустить доброй части ссор и сохранить пусть и худой, но мир.
Однако быть человеком «без лица» не только энергозатратно, но и губительно для репутации. Такое поведение требует избыточного, читай — деструктивного, самоконтроля. Кроме того, окружающие воспринимают его как замалчивание. Может быть, руководитель делает что-то за спиной участников проекта? Ведет распределение ресурсов с непрозрачной политикой? Хочет уволить и не говорит об этом? Все это лишает лидера доверия подчиненных.
Некоторые сотрудники бывают чересчур категоричны в своих оценках и конфликтно настроены. А иногда они явно перетягивают внимание, требуя к себе особого отношения и ресурсов. Например, подчиненные могут критиковать любые изменения, но не предлагать альтернатив, предъявлять необоснованные требования, прежде чем выполнить свою работу. Руководитель как будто находится в позиции слуги, предлагая сотрудникам все новые блага, пока они не сочтут его предложение удовлетворительным.