Материал раздела Основной

Кризис смысла: чего ждать от образования в будущем

Система образования прошла кризис формы, содержания и оказалась перед кризисом смысла. Что это означает, почему растет спрос на подготовку, чем помогут многообразие и избыточность знаний, рассуждает Денис Конанчук (Школа управления «Сколково»)
Фото: Andrea Comas / Reuters
Фото: Andrea Comas / Reuters

За неполные три года система образования проходит уже третий кризис. Первый пришелся на пандемию. Это был кризис формы, ответ на вопрос «Как учить, когда нельзя собираться вместе в очном формате?». Многие справились с этим вызовом, но с разным успехом.

Экономические санкции, которые случились весной, стали началом второго кризиса, уже кризиса содержания. Длинные темы в повестке развития компаний по объективным причинам ушли в более низкие приоритеты — устойчивое развитие, международная экспансия и др. На первый план вышли задачи по операционной эффективности, новая бизнес-модель, управление изменениями. Это более сложный кризис, потому что содержание нарабатывается дольше. Новое знание имеет смысл, когда оно адекватно ситуации.

Осенью 2022 года встал вопрос, а зачем вообще человеку учиться? Это кризис смысла. Когда человек не понимает, что происходит в мире и как будет развиваться ситуация даже в ближайшем будущем. Это самый сложный вопрос.