Материал раздела Инвестиции
Опубликовано 14.12.2022, 21:17

Сервис аренды самокатов Whoosh провел IPO. Что ждать инвесторам

Владелец кикшеринга Whoosh разместил акции на Мосбирже и привлек 2,1 млрд руб. IPO прошло по нижней границе, и на рынок попало меньше бумаг, чем ожидалось. Но аналитики считают, что для единственного российского размещения в этом году это успех
Фото: Владислав Шатило / РБК
Фото: Владислав Шатило / РБК

В среду, 14 декабря, «Вуш Холдинг» (владелец сервиса аренды самокатов Whoosh) привлек 2,1 млрд руб. в ходе первичного публичного размещения акций (IPO) на Московской бирже. Размещение прошло по нижней границе ценового диапазона — 185 руб. за бумагу, что соответствует оценке стоимости всей компании в 20,6 млрд руб. Бумаги компании торгуются под тикером WUSH.

Изначально «Вуш Холдинг» планировал привлечь $100 млн (около 6 млрд руб.) и оценивал себя в $400 млн (около 24 млрд руб.), писали СМИ со ссылкой на источники в середине сентября. Спустя месяц в презентации для аналитиков «Вуш Холдинг» указывал, что планирует разместить акции на сумму до 10 млрд руб. Предполагалось, что вырученные средства направят на финансирование экспансии, увеличение парка в уже охваченных городах, а также на проекты, связанные с увеличением срока жизни самокатов. Сейчас Whoosh работает в 40 городах России, Казахстана и Белоруссии.

Что такое Whoosh

Сервис аренды самокатов Whoosh был основан в 2019 году бывшими топ-менеджерами авиакомпании S7. Основные акционеры по итогам IPO: 62,6% у основателей Дмитрия Чуйко, Егора Баяндина, Олега Журавлева и Сергея Лаврентьева, 22,5% у инвесторов ранних стадий, 4,7% у «Вуш ПДМ» (опционная программа).

По итогам 2021 года компания была лидером российского рынка кикшеринга как по числу пользователей (6,1 млн), так и по размеру выручки (4,1 млрд руб.). За девять месяцев этого года выручка компании составила 5,7 млрд руб. (+54%), показатель EBITDA — 3,3 млрд руб. (+30,5%), чистая прибыль — 1,6 млрд руб. (-11%). За этот период у Whoosh было 11,3 млн зарегистрированных пользователей, они совершили 46,6 млн поездок.

«Вуш Холдинг» планирует в 2022 и 2023 годах увеличивать выручку на 50% по сравнению со значением предыдущего года, сохранить рентабельность по EBITDA на уровне 50% в этом году и 40–50% — в 2023-м.

Как прошло размещение

Как пояснил Дмитрий Чуйко, на бирже разместили около 10% акций компании, что меньше, чем изначально планировалось. По его словам, акционеры, которые планировали продать часть своих акций, не стали этого делать из-за «баланса спроса и предложения, который компания получила в рамках IPO», а также в связи с оценкой стоимости компании и перспектив ее роста. Половина привлеченных средств пришлась на институциональных инвесторов, в числе которых было несколько «ведущих российских фондов», но имена он не раскрыл. Вторую половину принесли физлица — всего около 20 тыс. человек.