Материал раздела Основной

Meta* в реестре экстремистских организаций: как реагировать компаниям

Интересное положение Meta*, сложившееся весной 2022 года, и так держало компании в тонусе. Теперь же Минюст внес организацию в реестр террористов и экстремистов. Елена Козина (адвокатское бюро «ЭЛКО профи») — о том, какие юридические последствия это несет
Фото: Leah Millis / Reuters
Фото: Leah Millis / Reuters

В конце марта Тверской районный суд города Москвы признал Meta* (владеет соцсетями Facebook и Instagram, запрещена в РФ) экстремистской организацией за «размещение, распространение и непринятие мер по блокировке материалов» с призывами к насилию в отношении российских военных.

11 октября 2022 года Министерство юстиции России внесло Meta* в перечень экстремистских организаций. На сайте ведомства отмечается, что «американская холдинговая компания Meta Platforms Inc.* по реализации продуктов, социальных сетей Facebook* и Instagram*, признана экстремистской организацией, деятельность которой запрещена на территории Российской Федерации».

Запрет напрямую затрагивает:

  • рекламодателей,
  • представителей средств массовой информации (СМИ),
  • производителей и продавцов товаров,
  • владельцев интернет-страниц и сообществ в социальных сетях,
  • иных владельцев компаний, использующих логотипы запрещенных социальных сетей для рекламы своей деятельности.

Он накладывает на российские компании дополнительные обязательства и несет для них целый ряд рисков.

Сразу отмечу, что упомянутые в статье запреты не затронули мессенджер WhatsApp (тоже принадлежит Meta*). Компании могут использовать его без ограничений. Это связано с тем, что в мессенджере нет функций для публичного распространения информации.

1. Обязанность ставить маркировку при упоминании Meta* и ее продуктов