Материал раздела Основной
По данным компании Ventra, в сентябре 2022 года 31% ИТ-специалистов уехали из России или планировали сделать это в ближайшее время. В сложившейся ситуации многие компании озабочены тем, где искать талантливых разработчиков, инженеров и аналитиков. Такие люди заканчивают разные вузы и факультеты, получают образование физиков, математиков, инженеров, зачастую обучаются профессии на онлайн-курсах дополнительного образования.
Аналитики инфраструктурного центра Нейронет на базе Фонда развития Физтех-школ и МФТИ при поддержке профильных организаций исследовали, как устроено технологическое образование в России в 2022 году и разработали стратегию его развития до 2030 года. Рассмотрим, почему бизнесу стоит обратить на это внимание.
Спойлер: работающая стратегия для бизнеса — находить таланты еще на этапе обучения, осуществлять менторство их студенческих проектов и пытаться заинтересовать реальными задачами рынка. Только через более глубокое участие бизнеса в технологическом образовании можно ожидать качественный скачок в его развитии.
То, что в России обычно называют технологическим образованием, в англоязычной среде обозначается аббревиатурой STEM — science, technology, engineering, mathematics (естественные науки, технологии, инженерия и математика). STEM — это не только список дисциплин, но еще и подход к обучению. Его цель — научить выпускников мыслить креативно и дать конкретные практические навыки. Такое образование строится на двух принципах: междисциплинарность и проектная деятельность (когда студенты сами создают проекты или проводят исследования).
Выпускники таких программ — это как программисты, за которых сейчас конкурируют все крупные работодатели, так и другие высококвалифицированные специалисты, те, кто работает с данными, обеспечивает цифровизацию бизнеса и так далее. Так, сейчас в США 33% от всех рабочих мест требуют знания STEM-дисциплин, а в 2017 году STEM обеспечил 69% от общего ВВП США.