Материал раздела Основной

Итоги года: российские рестораны выиграли от ухода западных игроков

Нынешний год оказался для ресторанного рынка лучше пандемийных. Однако есть несколько нерешенных проблем: арендодатели отказываются серьезно снижать ставки, падает спрос на доставку, а персонал разъезжается из России
Фото: Алексей Майшев / РИА Новости
Фото: Алексей Майшев / РИА Новости

2022 год стал очередным потрясением для российского общепита: весеннее колебание курсов валют привело к подорожанию продуктов, неопределенная экономическая ситуация отразилась на частоте посещений заведений. После начала СВО об уходе с российского рынка объявили западные сети фастфуда: «Макдоналдс», KFC, Hesburger, кофейни Starbucks. В марте знаменитый французский гастрономический гид Michelin, менее чем через полгода после запуска в России, заморозил здесь свои проекты.

Но количество ресторанов и баров в России выросло: по данным исследования сервиса автоматической проверки контрагентов «Контур.Фокус», на сентябрь оно увеличилось со 170 тыс. до 176 тыс. заведений, или на 3,5% к допандемийному уровню. Наибольшая доля пришлась на кафе и рестораны (85%, или около 149 тыс. организаций), оставшаяся — на бары (9 тыс.) и столовые (17,5 тыс.) По данным Росстата, по итогам десяти месяцев оборот ресторанов, кафе и баров вырос на 2,9%, до 1,83 трлн руб. Этот показатель превышает оборот за весь 2020 год — 1,35 трлн руб. Даже с учетом реальной инфляции год был для отрасли менее тяжелым, чем пандемийные, считают рестораторы. Однако его конец оказался далеко не таким терпимым, как середина.