Материал раздела Основной
Фил Найт с партнером придумали кроссовки и решили производить их в Японии. В те времена эта страна была примерно как Китай — рабочая сила стоила там дешево. Предприниматели подобрали материалы, сделали тестовые образцы и ударили по рукам. Схема работы была стандартная: они заказывали партию, переводили японскому производству деньги и ждали. Изменить условия было нельзя.
Кроссовки понравились американцам. Поэтому каждая следующая партия была больше предыдущей. Намного больше. Чтобы удовлетворить растущий спрос, Филу Найту приходилось тратить на оплату производства всю выручку от предыдущей партии и еще брать кредит в банке. С каждой новой партией сумма кредита росла. Вместе с тем увеличивалось и недовольство банкиров: ведь давая крупную сумму в долг человеку с мизерным собственным капиталом, они шли на риск.
Но настоящее веселье начиналось, когда японцы задерживали поставку. Дело в том, что кредиты были краткосрочными, и закрывать их надо было с продаж. Соответственно, чем больше были сроки задержки уже оплаченной партии, тем меньше времени оставалось на ее продажу. А кредит, наоборот, становился больше, чем в прошлый раз.
Все это на протяжении десяти лет держало Nike — успешную, в общем-то компанию, в состоянии вечного стресса. Продажи шли, риски увеличивались, а денег толком никто не видел. Когда Фил Найт запросил кредит на $1 млн, банк наотрез отказал.
Давайте разбираться, как не попасть в подобную ситуацию.
Советы, которые я привожу ниже, адресованы не Филу Найту. Он в итоге справился с ситуацией и построил огромную успешную компанию. Как ему это удалось, вы можете прочитать в книге «Продавец обуви». Мои же советы адресованы предпринимателям, которые испытывают проблемы с деньгами.