Материал раздела Основной

Самые популярные соцсети переживают упадок. Почему это происходит

Крупные соцсети теряют пользователей, а следом рекламодателей и инвесторов. Дело в том, что они не поспевают за интересами аудитории. От этого могут выиграть посредники, считают Денис Волков и Анастасия Ермошина (сервис для работы с блогерами Epicstars)
Фото: Paula Bronstein / Getty Images
Фото: Paula Bronstein / Getty Images

Неопределенностью 2022 года стали спекулировать — кто-то предрекает закат всему миру, кто-то крах крупнейшим экономикам, а кто-то говорит о кризисе глобальных социальных сетей. Истина, как всегда, лежит в другой плоскости.

Что стоит за красивыми показателями глобальных соцсетей

Если мы посмотрим на число ежемесячных активных пользователей соцсетей, то увидим следующее:

— Facebook* (ресурс, деятельность которого запрещена в России. — РБК Pro) — 2,91 млрд,

— YouTube — 2,56 млрд,

— WhatsApp — 2 млрд,

— Instagram* (ресурс, деятельность которого запрещена в России. — РБК Pro) — 1,47 млрд,

— Wechat — 1,26 млрд,

— TikTok — 1 млрд,

— Sina Weibo — 573 млн,

— QQ — 538,91 млн,

— Telegram — 550 млн,

— Snapchat — 538 млн.

Абсолютные цифры, казалось бы, огромны. Но если проанализировать динамику бизнеса, а соцсети — это, прежде всего, именно бизнес, то картина перестанет выглядеть такой безоблачной. Например, еще совсем недавно все специалисты воспринимали Instagram* и Facebook* как эталонную модель: подачи и потребления контента, расширения и «привязки» аудитории, встроенных возможностей для авторов управлять и продвигать свои ресурсы и монетизировать их, прозрачности для рекламодателей и пр.

Теперь же ситуация изменилась. В конце октября Meta* (признана экстремистской организацией, деятельность которой запрещена в России. — РБК Pro) поделилась отчетом за третий квартал, из которого стало ясно, что компания потеряла $9 млрд капитализации. Ее выручка упала на 4%, а операционная прибыль — на 46% по сравнению с показателем за аналогичный период прошлого года — до $5,66 млрд. Следовательно, снизилась и чистая прибыль. Инвесторы недовольны, из-за этого с начала года акции компании подешевели почти в три раза: если в январе они стоили $313,2, то по состоянию на 6 декабря — $113,25. Минимум — $90,74 — был зафиксирован 31 октября.