Материал раздела Основной

Какие темные схемы используют компании, чтобы вы оставляли им свои данные

В последние годы среди маркетинговых приемов, которые использует бизнес, стали популярны dark patterns — цифровые манипуляции. Они влияют на поведение пользователей и даже вводят их в заблуждение. Максим Лагутин («Б-152») — об их возможностях и рисках

Dark patterns с английского переводится как «темные схемы». Так называют интерфейсы сайтов и приложений, которые склоняют пользователей совершать конкретные действия. Например, дать согласие на обработку персональных данных, предоставить больше данных, подписаться на рассылку или купить дополнительную услугу.

Такие приемы основаны на желании запутать человека, воспользоваться его невнимательностью, леностью и обмануть. И в этом заключается их отличие от обычного непроработанного интерфейса, который получился неудобным, но при этом не преследует корыстных целей.

Используют дарк-паттерны для различных задач:

  • продажа подписки, платной версии сервиса или других услуг;
  • формирование клиентской базы для дальнейшей рассылки;
  • сбор персональных данных для запуска рекламной кампании или перепродажи;
  • сокращение числа возвратов путем усложнения процедуры;
  • снижение нагрузки на службу поддержки за счет скрытия контактов.

Виды dark patterns

Разновидностей dark patterns так много, что появились даже библиотеки цифровых манипуляций, и они продолжают наполняться. Причем применяют цифровые манипуляции компании разного масштаба: от малого бизнеса с лендингом до международных маркетплейсов.

Рассмотрим наиболее распространенные решения в рунете.