Материал раздела Основной
Скрытые издержки достигают 20% себестоимости продукции. Как ими управлять
Менеджеры и собственники компаний часто пренебрегают транзакционными издержками. Это связано с тем, что такие издержки не увидеть невооруженным глазом. Дмитрий Стапран, профессор бизнес-школы РАНХиГС, — о том, как ими управлять и опережать конкурентов
Транзакционные издержки — это не прямые затраты, которые формируют себестоимость продукции. Скажем, вы печете хлеб и поставляете его в супермаркеты. Покупка муки относится к вашим прямым издержкам. Но для того, чтобы купить муку хорошего качества, вам нужно выбрать поставщика — мукомольный комбинат, договориться с ним о цене, объемах, качестве, сроках поставки, зафиксировать все это в договоре. Если поставщик подведет, придется принуждать его выполнить условия договора. Не дай бог дело дойдет до суда. Это и есть невидимые, но порой весьма существенные транзакционные издержки.