Материал раздела Основной

Три в одном: какие роли должен сочетать успешный финансовый директор

Знание способов бюджетирования, умение составлять платежный календарь и договариваться с банкирами о займах — это нужные, но сегодня недостаточные компетенции для CFO. Антон Яковлев, CEO компании Feel Momentum, — о том, что еще ему стоит освоить
Фото: Toru Hanai / Reuters
Фото: Toru Hanai / Reuters

Альтернативный лид — CFO сегодня приходится не только моделировать внутренние процессы, но и постоянно отслеживать внешние финансовые угрозы. Это обязывает его осваивать новые навыки. Какие — рассказывает Антон Яковлев, CEO аналитической компании Feel Momentum.

CFO как аналитик

Для того чтобы финансовый отдел компании нормально функционировал, CFO должен отслеживать ключевую информацию, правильно ее интерпретировать и вовремя реагировать. Для этого ему предстоит:

1. Организовать работу по аналитике внешних условий

Традиционный подход к составлению смет предлагает ориентироваться на целевые показатели — планы продаж, стимулирования, штата и т.д., составленные на местах или в головном офисе. Однако вмешательство в такие планы масштабных событий, например политической нестабильности, эпидемии или локального краха на фондовом рынке, приводит к несостоятельности итогового результата. Это делает долгосрочное финансовое планирование процессом почти бессмысленным. Как следствие, финансовый отдел превращается в консалтинг-инхаус, спешно ищущий или перераспределяющий ресурсы в моменте.

Топовые CFO признают, что за последние два года краткосрочное планирование стало их главной задачей. Однако фиксация на этой задаче негативно влияет на работу финансового отдела в целом, не оставляя времени на другие важные дела. CFO нужно научиться вовремя предсказывать эти события. А для этого стоит создать на базе финансового отдела собственную аналитическую единицу, которая будет заниматься не только подсчетом внутренних мультипликаторов, таких как маржинальность продуктов, отдача от инвестиционных проектов, оценка эффективного размера кредитного плеча, но и анализом внешних условий.

К таким условиям относятся:

  • изменения законодательства в финансово-кредитной сфере;
  • ситуация на фондовом рынке;
  • появление новых финансовых ресурсов;
  • макроэкономические настроения потребителей и их влияние на продажи компании и т.д.

Передача этого функционала отдельному подразделению позволит CFO взглянуть на процесс финансового планирования шире и перестать потакать текущим событиям, вернув себе возможность долгосрочного планирования.

Некоторые компании уже сделали первый шаг в направлении создания таких подразделений.