Материал раздела Основной
Аскар Рахимбердиев

В режиме экономии: как мобилизация и бедность изменили спрос на товары

Российский потребитель перешел в режим экономии, и обороты малого бизнеса заметно просели по всей стране. В каких сферах и регионах снижение стало максимальным, рассказывает Аскар Рахимбердиев, генеральный директор компании «МойСклад»
Фото: Oleg Nikishin / Getty Images
Фото: Oleg Nikishin / Getty Images

В конце сентября российские власти объявили о частичной мобилизации. По данным октябрьского доклада Банка России, индикатор бизнес-климата снизился, упав до минус 1,2 пункта. В одной из наиболее сложных ситуаций оказалась отрасль торговли — аналитики ЦБ объясняют это снижением потребительской активности.

Если смотреть на реакцию бизнеса и покупателей сразу после объявления частичной мобилизации, то падение оборотов составило 3,7% с учетом сравнения следующих периодов — с 24 августа по 20 сентября и с 21 сентября по 18 октября этого года. При этом в 2021 году, несмотря на действие достаточно жестких ковидных ограничений и более высоких расходов бизнеса на средства для защиты от вируса, результаты бизнеса показывали небольшой рост. Обороты предпринимателей за аналогичный период прошлого года показали рост на 2,1%.