Материал раздела Основной
Анастасия Ускова
Российский рынок фриланса всегда опирался на спрос из-за границы. Так, по данным допандемийного исследования PayPal и Data Insight, 66% российских фрилансеров работали именно с иностранными заказчиками. Там рынок стабильнее, а значит, заказчики нацелены на долгосрочное сотрудничество, средний чек за услуги выше, да и валюта гонораров не такая волатильная.
Сейчас же некоторые из тех, кто не привязан географически к работе, думают о том, чтобы уехать, или уже уезжают. В целом у цифрового кочевничества даже есть сезонность. Вне контекста многие фрилансеры, как птицы, стараются на зимнее время выбраться в теплые края. Однако сейчас релокацию подталкивают и другие факторы вроде ощущения тревожности и нестабильности внутри страны. Как уехать и не растерять клиентов, разбираемся ниже.