Материал раздела Основной

Компании могут экономить на поставках миллиарды рублей. Что им мешает

Ретейлеры и производители осваивают совместное планирование в цепях поставок. Такие проекты не требуют капинвестиций и часто позволяют сэкономить миллиарды рублей. Иван Глушаков (LAMACON, ранее — часть ГК «КОРУС Консалтинг») — о том, что их тормозит
Фото: David McNew / Getty Images
Фото: David McNew / Getty Images

Термин Collaborative Planning Forecasting Replenishment (CPFR), или коллаборативное планирование, прогнозирование и пополнение, ввела в середине 1990-х годов американская компания Walmart. Она устраивала регулярные встречи, на которых менеджеры и поставщики вырабатывали общую маркетинговую стратегию и тактику цепей поставок. Специалисты старались упростить доверительную приемку (приемка товара без пересчета состава контейнеров. — РБК Pro) товаров и оформление возвратов, обменивались информацией о прогнозах продаж в дистрибьюционное звено и из него (Sell-in и Sell-out), остатках в магазинах и распределительных центрах.

Сейчас кооперация в цепях поставок — один из вариантов выживания для производителей и ретейлеров. В этом случае несколько компаний объединяют усилия, формируя партнерские или горизонтальные отношения. Это альтернатива вертикальной модели, когда решения принимаются из единого управляющего центра. С одной стороны, такой подход позволяет повысить конкурентоспособность всех участников цепи поставок. С другой — может стать источником конфликтов.

Когда стоит задуматься о коллаборации

Потребность в объединении усилий появляется у компаний лишь при достижении определенного уровня зрелости бизнес-процессов. Gartner выделяет пять таких уровней.