Если раньше ретейлеры часто устраивали акцию «купи один товар — получи второй в подарок», то сейчас работают совсем другие программы. Анна Миронова, директор по продажам AB InBev Efes, — о том, какой размер скидки и какие партнерства удваивают продажи
Кризис всегда начинается с периода неопределенности и ажиотажного спроса. Так, на старте пандемии люди закупали впрок товары первой необходимости, боясь остановки производства и дефицита. Потребительская корзина тех времен выглядела так: сахар, туалетная бумага, гречка.
Набор товаров, за которыми покупатели в первую очередь отправились после 24 февраля, выглядел иначе. В него вошли товары брендов, покидающих российский рынок, в частности техника, одежда, спортивные товары, бытовая химия или мебель. Многие из нас весной стали свидетелями небывалого ажиотажа и трехчасовых очередей в торговых центрах.
При этом любой кризис традиционно сопровождается снижением уровня доходов, а значит, и покупательской способности населения. Активная фаза паники в какой-то момент завершается, и люди переходят в режим экономии. Так случилось и в этот раз. По данным Росстата, во втором квартале 2022 года индекс потребительской уверенности граждан опустился до минус 31%. Это самый низкий показатель со времен кризисного 2015 года.
Как изменилось покупательское поведение
Сейчас всех потребителей можно условно разделить на три группы:
- те, кто потерял часть доходов и вынужден cущественно снижать траты;
- те, кто стал экономить из-за ощущения нестабильности;
- те, кто не изменил своим привычкам, хотя и заметил повышение цен.