Опубликовано 08.11.2022, 09:00
Слова гендиректора Snap Эвана Шпигеля о том, что «экономическая реальность 2022 года оказалась для компании мощным ударом прямо в лицо», из просочившейся в прессу служебной записки хорошо описывают положение других технологических компаний США. После стремительного роста котировок в течение нескольких лет их акции столкнулись с резкой коррекцией. Индекс NASDAQ, включающий в себя бумаги многих интернет-компаний, упал за последние 12 месяцев почти на 30%. При этом индекс Dow Jones Industrial Average, в котором доля таких фирм ниже, снизился менее чем на 10%. По данным Crunchbase, в этом году американские технологические компании сократили уже более 45 тыс. рабочих мест.
Отчасти причина кроется в макроэкономических реалиях. Стремительный рост инфляции и увеличение размера ипотечных платежей вынуждают потребителей сокращать необязательные расходы, а большинство цифровых услуг именно к ним и относятся. Эта тенденция не обошла стороной даже технологических гигантов, несмотря на то что они продолжают получать солидные прибыли. За последние 12 месяцев Alphabet, Amazon, Apple и Microsoft потеряли в совокупности $2 трлн рыночной стоимости.
Но если дела идут плохо даже у лидеров, то об остальных компаниях и говорить нечего. Снижение спроса отмечают компании трех типов, получивших распространение после краха доткомов в 2001 году. Это фирмы, которые занимаются пассажирскими и грузоперевозками, стриминговые сервисы для просмотров фильмов и прослушивания музыки, а также компании, отслеживающие действия пользователей и продающие информацию рекламодателям. За последний год фирмы, следующие этим бизнес-моделям: Uber и DoorDash, Netflix и Spotify, Snap и Meta (признана в России экстремистской организацией и запрещена. — РБК Pro), потеряли в среднем две трети рыночной капитализации (при этом Meta покинула список компаний с триллионной стоимостью). Но ситуация может усугубиться.