Четыре способа снизить коррупцию в компании
Несмотря на сделку со следствием, участников коррупционной схемы могут привлечь к уголовной ответственности. Причина — такое поведение в государственных органах и бизнесе недопустимо.
Пример: Борис Шпигель — глава «Биотэка», которого обвинили в даче взятки губернатору Пензенской области, заявил в Мосгорсуде, что будет активно сотрудничать со следствием. Однако суд отказался оставлять его под домашним арестом и поместил под стражу. Не смягчили даже жалобы арестанта на здоровье — прямо во время заседания ему пришлось делать укол. Арест жены Шпигеля и экс-губернатора Пензенской области Белозерцева также суд признал законным.
В коррупционные отношения вступают государственные служащие, коммерческие и некоммерческие организации, предприниматели и даже менеджеры среднего звена. В коррупционных цепочках бывают десятки, если не сотни элементов. Очевидно, что система профилактики и противодействия коррупции должна охватывать всех потенциальных взяточников, и для этого уже придуман эффективный механизм. Крупные компании осознают возможные риски, поэтому постепенно внедряют антикоррупционный комплаенс как механизм защиты борьбы со взятками.
Предотвратить коррупционные преступления проще и дешевле, чем реагировать на ситуацию, когда компания уже стала жертвой таких преступлений или оказалась вовлечена в расследование в связи с противоправными деяниями своих сотрудников или партнеров. Российское законодательство содержит более 3 тыс. нормативно-правовых актов, которые регламентируют вопросы коррупции. Нормативное регулирование постоянно совершенствуется. Отследить все изменения трудно. Поможет новое структурное подразделение в компании — служба комплаенс. Сотрудники этого отдела проконтролируют, чтобы бизнес-процессы всей компании соответствовали законам и подзаконным актам, проследят за операционной деятельностью и рабочими процессами таким образом, чтобы они соответствовали внутренним и внешним стандартам деловой этики и корпоративным правилам.
Если вы не хотите формировать у себя новую структуру, можете воспользоваться опытом сторонней экспертной организации, которая поможет наладить функцию комплаенс вашей компании.
Служба комплаенс — не единственный способ борьбы с коррупционными рисками. Проанализируем другие четыре способа, в том числе карту рисков, антикоррупционную оговорку, политику дарения подарков и искусственный интеллект.