С февраля российские предприниматели, которые раньше нацеливались на западные рынки, начали смотреть в другие стороны. Михаил Беляев, сооснователь The Orbit Me, рассказал, в каких странах еще есть место для российского b2b-бизнеса
Среди наиболее востребованных направлений для масштабирования бизнеса, которые предприниматели рассматривают в качестве альтернативы, можно выделить три основных: Индия, Сингапур и Латинская Америка.
И если в сегменте b2c компании часто могут протестировать рынок дистанционно, то ориентированному на b2b бизнесу без локального нетворка придется сложно. Давайте разберем особенности каждого направления.
Индия: нужны преимущества в сравнении с локальными игроками
Индия — вторая по численности населения страна в мире после Китая, в ней живут 1,4 млрд человек. Благодаря этому даже при невысоком уровне проникновения интернета (47% в прошлом году) объем индийского потребительского онлайн-рынка, по прогнозам, достигнет $1,6 трлн к 2025 году.
Традиционные ретейлеры в Индии готовы внедрять новые технологии перед лицом угрозы в лице онлайн-игроков, и это плюс для b2b-проектов из этой индустрии. Но в целом конкуренция здесь плотная практически во всех сферах, поэтому перед выходом критически важно оценить product-market fit. Если у вашего продукта нет очевидных преимуществ перед локальными игроками, то вряд ли получится закрепиться в регионе.