Отношения между сооснователями задают тон бизнесу. Судьба компании зависит от того, как им удастся притереться и научиться проходить кризисные ситуации. Катерина Кириллова, сооснователь Ticketscloud, рассказала, как найти общий язык в трудные моменты
В феврале 2022 года российский бизнес столкнулся с «черным лебедем». Помимо спровоцированных им специфических трудностей во взаимоотношениях бизнес-партнеров, этот кризис, как и другие, подсветил и активизировал «классические» проблемы фаундеров.
Можно выделить пять распространенных видов конфликтов между сооснователями компаний. Они часто проявляются и усугубляются в период кризиса — особенно такого масштабного, как текущий. Также для текущего кризиса характерен еще один уникальный конфликт: релоцировать бизнес или нет. О нем тоже поговорим.
Разный уровень вовлеченности
Один фаундер продолжает тянуть на себе бизнес, а второй остывает и все меньше вовлекается в операционные процессы. Фокус его интересов смещается, энергия уходит в параллельные проекты. Иногда это другой стартап, иногда — работа в найме или рождение ребенка, как в случае с основателями крупной американской компании Zipcar, который упоминается в книге Ноэма Вассермана «Дилемма фаундера: Как правильно распределить доли в стартапе».
Ситуация, когда один из партнеров посвящает все время компании, а другой уже не готов это делать, довольно сложная и простых решений не предполагает.