Когда у компании падают доходы, возникает соблазн урезать расходы. Если сделать это не в том месте и не в то время, бизнес понесет урон. Чтобы этого не случилось, Махабат Рамазанова, финдиректор «Нескучных финансов», советует соблюдать пять правил
Правило № 1. Используйте метод экспресс-сокращения расходов
Все расходы бизнеса можно разделить на четыре категории в зависимости от того, как они влияют на продукт и его качество.
— Высокоприоритетные
- Необходимы для деятельности компании.
- Примеры в кофейне: кофе, обслуживание кофемашины, аренда помещения.
— Приоритетные
- Без этих расходов в работе компании возникнут сбои.
- Примеры в кофейне: булочки с маком, раздача листовок для привлечения клиентов.
— Допустимые
- Эти расходы лучше оставить как есть, но при отсутствии денег их можно сократить.
- Примеры в кофейне: Wi-Fi для посетителей, бесплатное печенье к каждой чашке кофе.
— Ненужные
- Если отказаться от этих расходов, ничего плохого не случится.
- Примеры в кофейне: сахар и салфетки с каждым заказом. Вместо этого можно организовать зону самообслуживания, где каждый возьмет, сколько надо.
Две категории — ненужные и допустимые расходы — можно убрать почти незаметно для бизнеса. А вот с приоритетными и высокоприоритетными важно действовать постепенно. Скажем, вы нашли более дешевые смеси для выпечки круассанов — в течение месяца добавляйте их по чуть-чуть. Если покупатели не заметили подмену и берут круассаны так же, как раньше, — полностью переходите на новое выгодное сырье.