В ресурсе: как найти баланс между выгоранием и эффективностью сотрудников
Ресурсный менеджмент включает в себя оценку и прогнозирование возможностей компании продавать услуги, а также рациональное распределение сотрудников между проектами.
Прежде всего такой менеджмент нужен компаниям из сферы высококвалифицированных услуг, которые продают время своих сотрудников. Чаще всего это предприятия из сфер консалтинга, аудита, бухгалтерии, ИT-компании, PR-агентства, архитектурные и конструкторские бюро.
Если задачи низкоквалифицированных сотрудников линейны (они выполняют рутинные операции в рамках одного процесса), то в компаниях professional services — множество процессов и проектов, которые надо координировать одновременно. Ресурсное планирование оптимизирует работу сотрудников, которые задействованы в таких проектах.
Хорошая «утилизация»
В западных компаниях одной из основных метрик в ресурсном менеджменте выступает «утилизация» (от английского utilization — применение, полезное использование). Под утилизацией подразумевается, какую долю времени сотрудник тратит на оплачиваемые проекты. То есть какую долю «закупленного» (оплаченного зарплатой) у сотрудника времени компании удалось продать клиенту.
В компаниях, где почти весь штат работает с утилизацией в 100% в течение нескольких месяцев, люди быстро теряют мотивацию и выгорают. У сотрудников должно оставаться время на организационные задачи, на саморазвитие, а также обучение новичков и младших специалистов. Поэтому оптимальный средний коэффициент загрузки квалифицированных сотрудников — 75%, у новичков и стажеров он должен быть еще ниже.
Чтобы понимать уровень «утилизации» в компании, нужен учет рабочего времени. А чтобы контролировать «утилизацию», необходимо ресурсное планирование. Причем учет времени и ресурсов нужен не для тотального контроля за сотрудниками, а чтобы избежать как перегруженности, так и простоя.