Как Китай стал лидером по числу женщин-миллиардеров
«В китайском обществе женщины привыкли к обладанию значительной властью и влиянием, хотя иногда это не афишируется», — говорит профессор бизнес-школы Университета Вирджинии Чэн Минчже. По его словам, даже в прошлом женщины в Китае не были так угнетены, как принято думать на Западе. Действительно, можно вспомнить хотя бы императрицу Цыси, которая сосредоточила в своих руках высшую власть почти на полвека (с 1861 года до своей кончины в 1908 году).
Несмотря на то что в западных СМИ китайское общество нынешних времен часто изображают патриархальным, на самом деле в бизнесе КНР есть место не только для богатых наследниц, но и для отважных основательниц стартапов, чья стоимость сейчас оценивается в десятки миллиардов долларов. Нынешние миллиардерши начинали более чем скромно — работали журналистками, бухгалтерами, помогали родителям-крестьянам разводить свиней и уток. Теперь их фирмы сотрудничают с Apple, Google и Microsoft, в них вкладываются такие инвесторы, как Джордж Сорос.
В числе причин успеха женщин в бизнесе Чэн Минчже называет их способность устанавливать и поддерживать неформальные контакты. Такая система неформальных связей («гуанси»), в том числе с чиновниками, очень важна для делового мира Китая. Кроме того, женщины в Китае больше внимания уделяют отношениям с основными стейкхолдерами — теми, кто заинтересован в успехе их бизнеса.