Повышать цены в кризис — проигрышное решение. Как защитить прибыль иначе
Сложно назвать хотя бы одну российскую компанию, которую бы не затронули санкции. При этом все компании столкнулись с разными проблемами. У игроков, ориентированных на европейский и американский рынки, начались проблемы с поставщиками товаров, рынками сбыта, логистическим плечом или со всем вместе. Для каждой проблемы приходится искать уникальное решение, например обнулять пошлину на ввоз технического оборудования для крупных инвестпроектов, открывать новые железнодорожные пограничные переходы для контейнеров из Китая, расширять каналы трансграничных переводов с помощью системы быстрых платежей или наращивать поставки на пока доступные рынки.
Компании, которые обслуживают внутренний спрос, тоже испытывают санкционный стресс. Дезориентированные резким изменением цен на отдельные товары и участившимися апокалиптическими прогнозами в СМИ, люди начинают беречь копеечку на черный день, который, как может показаться, теперь непременно наступит. Резкого падения спроса, всплеска инфляции и «ухода в лес» пока удается избежать за счет оперативной монетарной политики Центробанка. Однако будущее видится большинству граждан непредсказуемым, что ограничивает их покупательский энтузиазм.
Дополнительный стресс компаниям приносит поведение их собственных сотрудников и бенефициаров: если мажоритарный инвестор решил отправиться в кругосветное путешествие «до лучших времен», а работники намекнули на желание релоцироваться, это не обнадеживающая информация.
Наконец, всех беспокоит то, что происходит у партнеров: дошла ли до них государственная поддержка, каково их реальное положение дел и с какими проблемами они сталкиваются. Подозрения подрывают доверие между звеньями одной цепочки. Каждая компания хочет перестраховаться.
Складывается следующая ситуация: компании каждый день сталкиваются с проволочками, с которыми раньше никогда не имели дела, спрос падает, а поставщики порой присылают партии товаров вдвое меньшие, чем обещали, или сильно отличающиеся по качеству от заявленного.
Не пора ли поднять цены? «Разумеется, пора», — считает рядовой предприниматель. Но, возможно, лучше поступить иначе? Чтобы ответить на этот вопрос, надо рассматривать санкции как процесс, а не как отдельные ограничения.