Материал раздела Основной

Как сделать производство «умным». Принципы Тейлора и Форда

Крупные изменения в компаниях сегодня проходят быстрее, чем 100 лет назад. Но основные принципы этих изменений заложили еще такие гуру, как Фредерик Тейлор и Генри Форд. Их суть описывает Алексей Порошкин (консалтинговая компания «Яков и партнеры»)
Фото: Carlos Barria / Reuters
Фото: Carlos Barria / Reuters

Потрясения последних лет смело можно назвать беспрецедентными. Даже устойчивые компании, успешно преодолевшие не один кризис, вынуждены меняться, чтобы не пополнить ряды аутсайдеров. Однако если набор внешних факторов, определяющих глобальную обстановку, каждый раз уникален, то основные подходы к адаптации и решению проблем во многом опираются на проверенный временем фундамент.

Традиционно двигателем прогресса было производство, которое в своей эволюции прошло несколько этапов.

Как производство с годами становилось «умнее»

Этап № 1. Научный менеджмент

Промышленное производство появилось еще в XVIII веке. Однако первые системные попытки его рационализировать были сделаны много позже. Фредерик Тейлор, американский консультант по менеджменту, предложил подход «научный менеджмент». Его суть состоит в том, что любой процесс можно разложить на простейшие операции. Каждую операцию следует проанализировать, рассчитать затрачиваемое на нее время и определить «единственный лучший способ» выполнения.

Кроме того, Тейлор придумал систему поощрений, согласно которой рабочие зарабатывали согласно уровню своей продуктивности. Такой подход позволял ощутимо повысить объемы производства. И его быстро переняли многие предприятия.