За день мозг человека обрабатывает около 74 Гб информации — представьте, что вы посмотрели 16 фильмов подряд. Каждый год эта цифра увеличивается на 5%. В таком потоке данных может быть непросто отличить правдивые сведения от лжи. В результате возникают не только политические или социальные проблемы, например необоснованная травля, но и финансовые потери. По подсчетам экспертов, мировая экономика ежегодно недополучает почти $40 млрд из-за фейков. А ключевые инвесторы печально известного стартапа Theranos лишились более $600 млн.
На ложные сообщения приходится лишь небольшая доля от всех новостей (в США, например, менее 1%). Но они так сильно влияют на общество и экономику потому, что распространяются в разы быстрее правдивой информации. Так, согласно исследованию MIT, пользователи Twitter на 70% чаще ретвитят фейковые посты, чем те, которые содержат реальные новости. Исследователи предполагают, что это может быть связано с тем, что ложные данные кажутся более оригинальными, новыми, вызывают сильные эмоции, а такой информацией люди делятся охотнее всего. Кроме того, чем чаще человек слышит о чем-то, тем сильнее он доверяет этим заявлениям. Так работает эффект иллюзии правды.
Но, как пишут ученые из Лондонской школы бизнеса в своей недавней статье, опубликованной в журнале Journal of Personality and Social Psychology, дело может быть совсем не в том, что люди не распознают фейковые новости. Их респонденты отлично отличали правду от лжи, но все равно были готовы репостить некорректную информацию. Исследователи предложили гипотезу, почему так происходит.