Материал раздела Основной

Пять ошибок работодателей в работе с ЭДО, которые могут закончиться судом

Ошибки, которые совершают работодатели, работая с электронным документооборотом (ЭДО), влияют на результаты споров с работниками в суде. Как минимизировать риски — разъясняет журнал «Корпоративный юрист»

Ошибка 1. Не провели разъяснительную работу среди работников

При переходе на ЭДО нужно провести разъяснительную работу среди работников, чтобы они понимали порядок идентификации, подписания документов электронными подписями. Недостаточное понимание процедур ЭДО может привести к судебным спорам с работниками. В качестве примера можно привести следующие кейсы.

Пример первый. Работодатель и работник подписали ученический договор посредством ЭДО. Когда работодатель попытался взыскать с работника расходы на обучение, работник стал оспаривать заключение ученического договора, утверждая, что подпись не его, ученический договор носил ознакомительный характер, а оригинал подписанного договора отсутствует.

Аргументы работника убедили суд первой инстанции, однако апелляция и кассация поддержали работодателя. Доводы работника были признаны несостоятельными, ведь ученический договор был подписан усиленной квалифицированной электронной подписью и имел обязательную силу для обеих сторон.

Исходя из аргументов работника, можно предположить, что он плохо понимал, что подписывает юридически значимый документ. Полагаем, что, если бы работодатель разъяснил ему до подписания договора то, что подписание договора электронной подписью приравнивается к собственноручной подписи, спора можно было бы избежать (определение СК кассационного суда общей юрисдикции от 25.03.2021 по делу № 8Г-3951/2021 [ 88-4827/2021]).