Материал раздела Основной

Ничего не ясно: как бизнесу строить планы в период неопределенности

Мы не можем предсказать будущее, но способны предусмотреть разные сценарии развития событий и продумать план действий для каждого из них. Анастасия Боровская (Русская школа управления) — о том, как изменить подход к планированию в период неопределенности

В сложных экономических условиях бизнесу приходится преодолевать множество препятствий и пересматривать процессы, которые формировались годами. Это относится и к планированию. Когда мир вокруг стремительно меняется, сложно ставить долгосрочные цели и рассчитывать на дальнейший рост. Однако это необходимо. Как действовать?

1. Сократите горизонт планирования

В классическом менеджменте есть три уровня планирования: стратегическое (долгосрочное), среднесрочное и краткосрочное (тактическое). В турбулентное время многие руководители откладывают стратегическое и среднесрочное планирование в долгий ящик, переключаясь на постоянное «тушение пожаров» в рамках краткосрочного планирования. Однако это не решает проблему, а лишь усугубляет ее. В таких условиях у бизнеса нет дальнейших планов, а значит — перспектив для развития.

Чтобы выйти из сложной ситуации победителем, нужно не отказываться от долгосрочного планирования (даже на время), а сократить горизонт планирования. Это позволит строить планы, приближенные к реальности.

Стратегическое (долгосрочное) планирование

Обычно долгосрочный план составляется на пять лет. Однако в условиях глобальных изменений и серьезного движения на рынках риск столкнуться с проблемами при реализации задуманного слишком высок. Поэтому стоит уменьшить срок до двух-трех лет.

Среднесрочное планирование