Впусти меня: как коучи и менторы вредят российским компаниям
«Московская предпринимательница пыталась открыть детейлинг (комплекс услуг по уходу за автомобилем) с минимальными вложениями — около 1 млн руб., — вспоминает Евгений Риггель, директор маркетингового агентства Elliot Media. — 60% этого бюджета было потрачено на коучей, которые в итоге привели к банкротству детейлинга спустя пару месяцев после открытия. Их ошибка была в попытке залезть в сам бизнес — а ведь коуч должен помогать подопечному самому приходить к решениям, а не вмешиваться в операционку». Кроме того, коучи неправильно понимали бюджетирование предприятия: основные аргументы были из разряда «Ой, да возьмешь еще кредит».
Некогда элитная услуга давно шагнула в массы — руководители нанимают коучей для целых коллективов. Предложения на рынке на любой вкус и кошелек: желающие получать до нескольких тысяч евро за сессию валом валят на разнообразные курсы, из обычных людей превращаясь в коучей и менторов. «В России на коучинг не нужно получать лицензию: чтобы оказывать такие услуги, достаточно просто назвать себя коучем. В итоге сейчас много специалистов, не имеющих соответствующего образования и навыков», — констатирует Мария Орловская, командный коуч, управляющий партнер консалтинговой компании TeamSonance. Но если профессиональный коуч может спасти карьеру или бизнес, то «суслик-агроном» вполне способен завести компанию в болото. Сегодня, когда благодаря кризису из зоны комфорта вышли даже те, кто не планировал этого делать, умение находить профессионала будет особенно важно. Мы расспросили экспертов, чего опасаться и как отличить шарлатана от профессионала.