Материал раздела Основной
«Буду ли я все еще нужен тебе, будешь ли ты кормить меня, когда мне стукнет 64?..» — пели когда-то «Битлз». Применительно к компаниям эту цифру можно смело менять на 35–40: примерно в этом возрасте сотрудники начинают утрачивать привлекательность в глазах эйчаров. «Посмотрите на проекты, которые подаются на HR-конкурсы: процентов 80 посвящены привлечению, удержанию, вовлечению и развлечению молодых сотрудников — примерно до 35 лет. Сотрудники 40+ выступают в них как греческий хор — служат фоном. «Взрослые» сотрудники вроде и есть в компании, но они не в фокусе внимания HR-практик», — констатирует Виктория Кабакова, директор проектов компании «Экопси».
Сегодня такая тактика — прямая дорога в никуда, поскольку рынок труда обмелел и продолжает истощаться. Во-первых, скоро молодых сотрудников на всех не хватит — население стареет. По данным ООН, если в 2009 году доля людей 60+ составляла 11%, то в 2050 году она вырастет до 22%, до 2 млрд человек, и превысит долю детей до 15 лет. «Уже сейчас четверть работающих россиян старше 50 лет, и эта тенденция растет», — предупреждает Станислав Киселев, профессор департамента организационного поведения и управления человеческими ресурсами Высшей школы бизнеса ВШЭ.
Для российских компаний есть и «во-вторых». «В свете сегодняшних событий, связанных с частичной мобилизацией, возрастные сотрудники представляют особую ценность», — выражает мнение многих наших собеседников Сергей Козлов, гендиректор ИТ-компании «Мегаплан» (разработчик CRM-системы для бизнеса). Экономисты подтверждают: мобилизация 300 тыс. человек — 1% от всех мужчин в России в возрасте от 20 до 55 лет — «может существенно повлиять на рынок труда», создав «проблемы с кадрами в некоторых отраслях». Что надо срочно делать компаниям, чтобы не остаться без специалистов?