Материал раздела Основной
Ознакомительный отрывок из книги Евгения Масловского «Не посредственный начальник. Технологии управления подчиненными» предоставлен издательством «Бомбора».
Мы постоянно взаимодействуем с другими людьми, оказываясь с ними в тех или иных контекстах. Порой все ограничивается одним контекстом, например, соседством по даче. Но если выяснится, что сосед такой же, как и вы, рыбак, возникнет еще один контекст взаимодействия. А там, глядишь, вы его и к себе на работу возьмете. И тут уже количество контекстов возрастет: «соседский», «рыбацкий» и несколько рабочих контекстов.
Мы обязательно находимся в контексте Управления, мы достаточно часто взаимодействуем со своими коллегами (являющимися по-прежнему подчиненными) на профессиональные темы (контекст Специалисты); так или иначе нам приходится кому-то передавать знания или получать их от других (контекст Обучения); в конце концов, мы общаемся на общечеловеческие темы, говорим о погоде, политике, спорте, дружим, любим, враждуем (Личностный контекст). Их необходимо знать, различать, уметь их создавать и закрывать, осознанно допускать или не допускать переходы подчиненного из одного контекста в другой. Другими словами — управлять контекстами.
В любом контексте существует ролевая пара. Роли могут быть одинаковые и разные. Например, в контексте Специалисты мы оказываемся при обсуждении решения какой-то проблемы, где мы на равных выдвигаем гипотезы, спорим, доказываем и т.д. А вот в контексте Обучения роли отличаются друг от друга: обязательно один — учитель, а другой — ученик.
Ролевая пара может существовать только при наличии обеих ролей. Роль существует тогда, когда соблюдается базовое правило взаимодействия с другой ролью. Если один из участников это правило нарушает, то он фактически выходит из своей роли, следовательно, разрушается ролевая пара, и в эту же секунду автоматически прекращает свое существование заданный контекст. На его месте может возникнуть другой, через некоторое время может быть восстановлен прежний.
Давайте разберем для примера контекст Управления.