Материал раздела Основной
Александр Горник

Как принципы «бирюзовости» помогают Mindbox расти почти на 50% в год

Идея «бирюзовости», которая предполагает работу без согласований и формального подчинения, не слишком прижилась в России. Ее внедрили лишь несколько компаний. Среди них Mindbox. Александр Горник — о том, как «бирюзовость» помогает расти даже в кризис
Фото: Shutterstock
Фото: Shutterstock

В 2006 году я начал работать в компании моего нынешнего партнера Ивана Боровикова как разработчик на фрилансе, затем вырос до руководителя отдела разработки. Когда мы с Иваном основали Mindbox, я вышел за пределы разработки — сначала стал исполнительным директором, а потом и генеральным. Поскольку я всегда увлекался agile, то есть гибким подходом к разработке, то начал внедрять его в других областях работы. В основу всех процессов легла одна из методологий agile — канбан, когда сотрудники сами берут задачу и определяют сроки ее выполнения. Постепенно этот подход трансформировался в то, что называется «бирюзовой» организацией.

Принципы «бирюзовой» организации впервые описал Фредерик Лалу в своей книге «Открывая организации будущего». Книга увидела свет в 2014 году и два года спустя была переведена на русский.

Мы внедряли эти принципы постепенно. Я управлял процессом, поскольку считаю, что одна из главных задач генерального директора — формирование культуры в компании. Так что во многом эти принципы — мои личные жизненные принципы, немного адаптированные под бизнес.

Принцип пользы

Рекомендуем
Реклама
Реклама
ООО «Тривиум» 16+, *ДиджиталЭмБиЭй, ЭмАйТи, ИНСИАД
Развивайте управленческие и лидерские навыки — с Digital MBA от РБК Pro
Объединили экспертизу профессоров MBA из Гарварда, MIT, INSEAD и опыт передовых ИТ-компаний
Записаться на курс

Cуть принципа

Самый важный принцип компании — устойчивость выручки, даже в кризис. Если продукт закрывает фундаментальную потребность (в нашем случае это повышение эффективности маркетинга), окупается и помогает клиентам зарабатывать, от него не будут отказываться, даже сокращая затраты.

Каждый кризис я вижу, что этот подход себя окупает. Возьмем для примера ковидный 2020 год: за год выручка выросла на 44%, наем не останавливался — каждый третий сотрудник был новичком. Рос и спрос: мы привлекли 175 новых клиентов, что на тот момент составляло 40% от всех клиентов.

Я снова убедился в правильности подхода после 24 февраля, когда из-за возросших расходов и рисков нам пришлось перевести всех клиентов на новые тарифы и отменить скидки.