Материал раздела Основной
Александр Горник
В 2006 году я начал работать в компании моего нынешнего партнера Ивана Боровикова как разработчик на фрилансе, затем вырос до руководителя отдела разработки. Когда мы с Иваном основали Mindbox, я вышел за пределы разработки — сначала стал исполнительным директором, а потом и генеральным. Поскольку я всегда увлекался agile, то есть гибким подходом к разработке, то начал внедрять его в других областях работы. В основу всех процессов легла одна из методологий agile — канбан, когда сотрудники сами берут задачу и определяют сроки ее выполнения. Постепенно этот подход трансформировался в то, что называется «бирюзовой» организацией.
Принципы «бирюзовой» организации впервые описал Фредерик Лалу в своей книге «Открывая организации будущего». Книга увидела свет в 2014 году и два года спустя была переведена на русский.
Мы внедряли эти принципы постепенно. Я управлял процессом, поскольку считаю, что одна из главных задач генерального директора — формирование культуры в компании. Так что во многом эти принципы — мои личные жизненные принципы, немного адаптированные под бизнес.
Самый важный принцип компании — устойчивость выручки, даже в кризис. Если продукт закрывает фундаментальную потребность (в нашем случае это повышение эффективности маркетинга), окупается и помогает клиентам зарабатывать, от него не будут отказываться, даже сокращая затраты.
Каждый кризис я вижу, что этот подход себя окупает. Возьмем для примера ковидный 2020 год: за год выручка выросла на 44%, наем не останавливался — каждый третий сотрудник был новичком. Рос и спрос: мы привлекли 175 новых клиентов, что на тот момент составляло 40% от всех клиентов.
Я снова убедился в правильности подхода после 24 февраля, когда из-за возросших расходов и рисков нам пришлось перевести всех клиентов на новые тарифы и отменить скидки.