«Пришло время копировать Китай»: в чем секрет невероятного успеха Xiaomi
РБК Pro публикует отрывок из книги «Новаторы Поднебесной. Как китайский бизнес покоряет мир». Книга вышла в издательстве «Альпина Pro» при поддержке ЛАНИТ
Xiaomi — китайская компания по производству «умных» устройств и бытовой электроники, основанная в 2010 году звездной командой опытных предпринимателей и руководителей. В 2014 году, спустя всего три года после выпуска своего первого смартфона, Xiaomi обошла Apple и стала лидером продаж смартфонов в Китае. К концу 2017 года Xiaomi продала более 300 млн смартфонов, а ее линейка бытовой электроники состояла из более чем 30 категорий продуктов, таких как очистители воздуха, телевизоры, наушники, носимые устройства, гироскутеры и даже рисоварки. Общая выручка Xiaomi в 2017 году достигла $17,6 млрд, и с момента основания компания продемонстрировала впечатляющий 80-процентный темп годового роста.
Xiaomi — один из самых ценных китайских «единорогов» с рыночной капитализацией около $100 млрд, компания занимает второе место в списке 50 самых передовых компаний по версии MIT Technology Review 2015 году. В апреле 2016 года журнал Wired поместил на обложку портрет соучредителя компании Лэй Цзюня и процитировал его слова: «Не называйте меня китайским Стивом Джобсом» и «Пришло время копировать Китай».
Лэй Цзюнь — опытный предприниматель, бывший генеральный директор китайской компании — разработчика программного обеспечения Kingsoft, а также известный ангел-инвестор. Вместе с шестью старшими специалистами и двумя другими ангелами-инвесторами Лэй Цзюнь стал соучредителем компании Xiaomi с офисом в Пекине. В августе 2010 года Xiaomi выпустила MIUI, операционную систему (ОС) для смартфонов на базе Android. В то время общественность не знала, кто разработал MIUI. Цель состояла в том, чтобы создать удобную для пользователя ОС путем итерационной разработки с быстрыми обновлениями на основе отзывов пользователей и сообщества разработчиков открытого исходного кода в режиме реального времени. В течение одного года после запуска MIUI приобрела 0,5 млн поклонников в 24 странах. Для Xiaomi было крайне важно создать сильную и большую базу лояльных пользователей, прежде чем запускать какой-либо коммерческий продукт. Спустя ровно год, в августе 2011 года, заключив контракты с поставщиками и заручившись 0,5 млн поклонников MIUI, Xiaomi выпустила свой первый смартфон.