Материал раздела Основной

Как мошенники маскируются под продавцов дефицитных товаров

По данным «Йельской школы менеджмента», с начала спецоперации по август в РФ свернули работу более 1,2 тыс. компаний. Вместе с тем участились случаи мошенничества в закупках. Геннадий Картышев (ГК «ТендерПро») — об излюбленных схемах мошенников

Злоумышленники обращают санкции себе на пользу предельно просто. Они обещают компаниям поставить дефицитные товары или комплектующие, получают аванс и перестают выходить на контакт. При этом схемы разнятся. Рассмотрим наиболее популярные.

Что делают мошенники

1. Заявляют о сотрудничестве с дилерами

Чтобы выглядеть убедительно, злоумышленники регистрируют юридическое лицо с названием, дублирующим название производителей или дилеров, и запускают копии их официальных сайтов. Так, по данным Group-IB, за первые шесть месяцев 2022 года было обнаружено в пять раз больше сайтов, маскирующихся под сайты известных брендов, чем за аналогичный период прошлого года. Минимум на 50 из них мошенники презентовали себя как оптовых продавцов бумаги для принтера. Чаще всего они выдавали себя за бренд SvetoCopy. При этом некоторые злоумышленники использовали в оформлении сайтов все элементы фирменного стиля компании, остальные же ограничивалась использованием бело-зеленой цветовой гаммы, по которой покупатели привыкли идентифицировать бренд.

Другая вариация схемы — злоумышленники представляются потенциальным закупщикам сотрудниками дилерских центров, заключают контракт и выставляют счет с поддельными банковскими реквизитами, ИНН налогоплательщика, почтовыми адресами и телефонами.