Материал раздела Инвестиции
Опубликовано 11.09.2022, 08:47

Как обхитрить свой мозг. Что мешает больше зарабатывать и меньше тратить

Мозг стремится получать удовольствие как можно быстрее. Поэтому мы так часто делаем импульсивные покупки и совсем не желаем откладывать деньги на будущее. Евгения Блискавка, владелец Национального центра финансовой грамотности, — о том, как обхитрить мозг
Фото: Shutterstock
Фото: Shutterstock

Все мы иррациональны! В большей степени нами управляют эмоции, социальные нормы, контекст, количество сахара в крови на момент принятия решения, но только не разум. Психолог Даниэль Канеман в 2002 году получил Нобелевскую премию за заслуги в исследовании природы принятия решений и когнитивных искажений.

Каким искажениям мы подвержены

Зачастую нам лишь кажется, что мы очень разумны и способны сделать лучший выбор в своих же собственных интересах. Однако эксперименты и наблюдения показывают, что это совсем не так. Вот лишь несколько известных паттернов нашего «чудного» поведения:

  • Паралич выбора — когда вариантов слишком много, мы предпочитаем ничего не выбирать;
  • Ограничение внимания — мы предпочитаем не принимать важные детали в расчет, чтобы упростить выбор;
  • Иллюзия ясновидца — мы склонны излишне полагаться на мнения экспертов;
  • Неприятие потерь — мы склонны в два раза сильнее страдать от потери денег, чем радоваться их получению;
  • Замещение награды — нам сложно придерживаться долгосрочных целей, так как в этом случае вознаграждение слишком от нас удалено;
  • Стадный эффект — мы рады копировать действия большинства;
  • Эффект страуса — мы предпочитаем прятаться от опасностей, а не разрешать их;
  • Пренебрежение альтернативными издержками — мы не любим оценивать альтернативные варианты и издержки, связанные с ними;
  • Сила бесплатного — нам сложно устоять, если предлагают что-то бесплатное или условно бесплатное.

Возможно, вы на себе замечали:

  • как сложно сопротивляться предложению «вторая вещь в подарок», даже если и первая была не очень-то нужна, или же желанию получить «суперскидку». Это причина, по которой в конце месяца мы часто обнаруживаем, что у нас нет денег, зато есть куча странных «очень выгодных» вещей;
  • как сложно идти к среднесрочным и долгосрочным целям. Именно поэтому мы многие годы откладываем их обдумывание на завтра;
  • как неохота тратить время на то, чтобы вникать в нюансы и выбирать лучшее, когда можно взять привычное или совсем ничего не брать;
  • как страх потерь парализует нас при обдумывании перспектив инвестирования. Мы ничего не делаем и лишь расстраиваемся, когда узнаем о том, сколько смогли заработать другие.

Как обыграть иррациональное «я»