Материал раздела Основной

Время жестких: почему компаниям надоели «мягкие» навыки

«Мягкие» навыки в России отходят на второй план — часто под ними скрывается умение заговаривать руководству зубы, не показывая реальных успехов. В кризис компании начали набирать специалистов прежде всего с хорошими профессиональными знаниями
Фото: Евгений Курсков / ТАСС
Фото: Евгений Курсков / ТАСС

Долгое время работодатели уделяли особое внимание наличию у сотрудников «мягких» навыков. Еще в 2021 году исследование НИУ ВШЭ, проведенное на основе анализа 3,8 млн вакансий, размещенных на HeadHunter, показало, что в российских компаниях социальные умения, такие как грамотная речь, способность работать в команде и коммуникабельность, ценятся больше, чем профессиональные знания: первые были указаны в 47% объявлений, вторые — всего лишь в 42% (специализированные компьютерные квалификации вроде владения языками программирования — всего в 31%). Но с наступлением кризиса многие работодатели стали отдавать предпочтение специалистам с ярко выраженными «жесткими» навыками: у компаний уже нет денег на обучение слабых специалистов, да и задача импортозамещения требует людей с хорошей технической квалификацией. А еще многие работодатели осознали, что «мягкие» навыки многие сотрудники используют в основном ради собственной карьеры, не принося бизнесу ощутимой пользы. Усилится ли тенденция в будущем?