Опубликовано 09.09.2022, 13:40
Больше чем криптовалюта: как инвесторы зарабатывают на любви к футболу
Интерес фанатов к футболу неустанно монетизируется: клубы продают не только майки с атрибутикой, но и решения из криптомира — фан-токены. Сегодня их оборот в 2,5 раза больше, чем оборот NFT. Что это такое и стоит ли всерьез воспринимать эту «валюту»
Важно
Куда смотреть: CHZ, AFC, BAR, CITY
Proof-of-Loyalty
Исторически, фан-сообщества спортивных клубов всегда являлись самой вовлеченной аудиторией. Согласно данным Deloitte, в среднем порядка 41% выручки 20 самых прибыльных футбольных команд мира на протяжении пяти сезонов приносил коммерческий сегмент (спонсорства, продажа атрибутики и прочее). Продажа и покупка атрибутики клуба — вопрос жизненно важный с точки зрения финансов команды, для фаната — очередной способ доказать лояльность. На пересечении этих двух факторов с миром крипты родилось нечто новое и интересное — фан-токены.
Не упустить
- В 2020 году футбольные команды почти полностью лишились около 15–20% выручки — продажа билетов на матч. В целом, по данным UEFA, европейские футбольные клубы потеряли порядка € 4,4 млрд. Несмотря на финансовые потери, клубы лишились возможности прямого взаимодействия с аудиторией, а отток для любого продукта — вещь крайне неприятная и дорогая.
- Параллельно кризису мира реального переживал новые пики популярности мир криптовалют. Для повышения вовлеченности «спящей» фан-базы и дополнительного заработка, способного хотя бы немного перекрыть убытки, футбольные клубы начали массово выпускать собственные фан-токены. Сегодня на крипторынке существует более 150 фан-токенов, суммарная капитализация которых составляет около $350 млн. Все больше клубов открывают для себя этот инструмент, а проекты придумывают новые механики их использования.