Материал раздела Основной
Внутрикорпоративные социальные сети берут свое начало от так называемых интранет-систем. Интранет представлял собой внутренний закрытый ресурс, где публиковались текущие новости о компании, существующих проектах, данные об отделах и их сотрудниках, а также справочная информация. Сейчас они существенным образом эволюционировали.
Максимальный КПД от использования корпоративных социальных сетей получают компании, в которых работают распределенные команды. Взаимодействовать с коллегами из разных городов, регионов и филиалов через коммуникационные онлайн-платформы гораздо проще, чем с помощью смартфона, мессенджера и электронной почты. Они также способствуют появлению большего числа внутренних связей. Это сложно оценить в денежном эквиваленте, но это положительно влияет на рабочие процессы и на формирование открытой культуры внутри компании.
В то же время стоит понимать, что развертывание собственной корпоративной соцсети весьма дорогое удовольствие. Минимальные траты на запуск проекта составляют десятки миллионов рублей в год, если предполагается содержать команду. Как правило, на деле это еще дороже.
Практика показывает, что на запуск тестовой версии требуется от полугода до года. В случае крупных компаний с тысячами пользователей процесс разработки может занять до полутора лет. По этой причине собственные соцсети для малого и среднего бизнеса являются экономически нецелесообразными. А вот крупные предприятия, напротив, получают преимущества и видят в этом большую перспективу.
Чаще всего инициатором запуска (заказчиком и куратором) корпоративной соцсети на предприятии является отдел по внутренним коммуникациям. Именно он ставит задачи разработчикам, анализирует потребности в первичной функциональности, генерирует новые идеи, проверяет гипотезы и занимается продвижением проекта среди сотрудников. Донесение информации о существовании внутренней соцсети и возможности получения какой-либо пользы — один из важнейших этапов запуска, без которого не будет успеха.
Исполнителем проекта, как правило, выступает отдел разработки или сторонняя компания. В команду привлекаются аналитики, дизайнеры, продакт-оунеры, технические лидеры, iOS и Android-разработчики (если требуется мобильное приложение), бэкенд и фронтенд-разработчики (веб-версия), тестировщики.