Материал раздела Основной

Заговор на неудачу: как советская демагогия мешает развивать бизнес

Десятилетий рыночной экономики оказалось недостаточно, чтобы лозунги советских времен ушли в прошлое — менеджеры до сих пор их используют. Но не для строительства коммунизма, а чтобы экономить ФОТ, не повышать сотрудников по службе и не терять свой статус
Фото: New Africa / Shutterstock
Фото: New Africa / Shutterstock

«Деньги не главное», «коллектив — одна большая семья», «от каждого — по способностям» — сколько раз сотрудникам российских компаний доводилось слышать эти фразы от своих начальников. Эти максимы знакомы по речам советских руководителей, какими они предстают в известных с детства фильмах. Но на дворе уже 30 с лишним лет другая эпоха, мы давно не строим коммунизм, и в устах нынешних менеджеров они обычно используются в чисто манипулятивных целях. Живучесть советских установок поражает: им привержены не только специалисты за 50 лет. «Правила, изжившие себя и мешающие бизнесу динамично развиваться, очень часто встречаются среди ценностей управленцев 30–45 лет, причем даже в такой сфере, как ИТ», — развеивает иллюзии Юлия Батальцева, директор по HR и маркетингу разработчика системы управления бизнес-процессами Elma. Почему советские установки так живучи и как они мешают самим сотрудникам и целым компаниям?