Материал раздела Основной

Новые условия — старые методы: как EdTech-компании роют себе яму

Рынок EdTech падает, хотя и неравномерно. Особенно пострадал сегмент бизнес-образования, наименее — дополнительного профобразования. Как игрокам замедлить падение, рассказывает Алмаз Исхаков (Pulsar Production — компания-разработчик обучающего контента)
Фото: Shutterstock
Фото: Shutterstock

По данным агентства Smart Ranking, объем суммарной выручки топ-100 из рейтинга крупнейших EdTech-компаний страны по итогам 2021 года составил 73 млрд руб., что на 70% выше показателя 2020 года. Однако рост существенно замедлился: в 2020 году он составил 113%. В 2022 году тенденция снижения темпов роста продолжилась: по итогам I квартала 2022 года рынок вырос примерно на 50%.

Руководители EdTech-компаний связывают постпандемийную тенденцию снижения темпов роста прежде всего с насыщением рынка. В 2022 году на эту проблему наложился еще и запрет Facebook и Instagram ( (ресурсы, деятельность которых запрещена в России. — РБК Pro), в которых многие школы привлекали клиентов, а также потеря возможности размещать рекламу в Google и YouTube. Геополитические «шоки» заморозили расходы населения — согласно данным исследования сервиса «Зарплата.ру», экономить этой весной стали 80% россиян. Многие из тех, кто раньше хотел и имел возможность проходить обучение, перешли в «сберегательный режим», а образовательные программы не входят в базовый потребительский пакет.

Стоит отметить, что происходит не просто замедление темпов роста рынка. EdTech-компании теряют выручку. Если говорить о топ-100 школ, то, по данным Smart Ranking, их выручка в IV квартале 2021 года составляла 25, 08 млрд руб., в I квартале 2022 года — 22,24 млрд руб., а в II квартале 2022 года — уже 19,42 млрд руб. Наибольшее падение (-35% в II квартале 2022 года к I кварталу 2022 года) наблюдается в сегменте «бизнес-образование», наименьшее (-1%) — в сегменте «дополнительное профессиональное образование». На этом фоне игрокам рынка придется менять стратегии. От каких приемов стоит отказаться и где искать возможности для роста?

Агрессивные маркетинговые стратегии: «гарантируем трудоустройство»