Опубликовано 30.08.2022, 14:24
Леонид Делицын
«Яндекс» и VK совершают сделку по обмену активами. Поначалу она выглядела как обмен «Яндекс.Новостей» и «Дзена» на Delivery Club, хотя вскоре обнаружились более волнующие подробности. На первый взгляд сделка казалась обычной — «Яндекс» и VK (тогда он назывался Mail.Ru) практически никогда напрямую не конкурировали ни по каким ключевым направлениям. Новостное направление и доставка еды к таким не относились. Однако приложенная к новостям головная страница «Яндекса» — это новый поворот событий.
Вряд ли «Яндекс» отказался бы от новостного направления в обычных условиях. Синергия с поиском очевидна — возможность раздавать трафик влиятельным изданиям на дороге не валяется. Да и VK в прежних обстоятельствах вряд ли уходил бы с рынка доставки — еще год назад электронная коммерция провозглашалась стержнем экосистемы этой компании. Но, как сказал поэт, «времена не выбирают, в них живут и умирают». А хоронить проекты незачем, если есть с кем обменяться.
Происшедший обмен побуждает к академическим разговорам про стратегии, ресурсы, ключевые компетенции. Вкратце, «Яндекс» следует долгосрочной стратегии на укрепление присутствия в электронной коммерции и логистике. Это очень большой рынок, где «Яндексу» есть куда расти, в то время как отечественный рекламный рынок он уже перерос, а на зарубежном — великий и ужасный Google. «Яндекс» пытается сохранить инновационную и несколько тепличную организационную культуру и под прессингом санкций теряет один из важнейших активов — предпринимательский талант Аркадия Воложа, основателя компании. Который с высокой вероятностью от нее отстранится.